Страхи дошкольников - "Детский сад № 103 ОАО "РЖД" город Лиски

Поиск

Детский сад № 103 ОАО "РЖД" город Лиски

альтернативный текст
Перейти к контенту

Главное меню:

Страхи дошкольников

Возрастные особенности страхов.

   В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Каждому возрастному отрезку свойственны свои страхи.
До 2-х лет ребёнок боится незнакомых предметов, звуков, людей и животных.
С 2-х до 3-х лет возникают страхи высоты, пространства, глубины, темноты.
От 3-х до 4-х лет страхи последствий поступков и страх наказания.
К 5 годам ребёнок выходит на вопрос «почему?» и появляется страх смерти. К тому же проходит период упрямства, и ребёнок ощущает свою беззащитность и беспомощность в окружающем мире и жизни. Появляются вопросы типа «А ты не умрёшь, мама?» Этот страх становится осознанным переживанием.
   Все эти перечисленные страхи носят временный, возрастной преходящий характер, необходимо поддержать ребёнка, принимая такую его особенность психологического развития. Нас должно больше волновать, если ребёнок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны.
   Для здорового малыша испуг и страх – естественные реакции при познании окружающего мира, так как жизненный опыт ещё отсутствует, а инстинкт самосохранения явно выражен.
    Наиболее подвержены страхам дети эмоционально-чувствительные и впечатлительные, а также дети с развитым воображением.
    Источники страхов:
- мультфильмы с агрессивным содержанием;
- заражение от страхов родителей;
- пугание бабой - ягой и т. д.
- оставление малыша на незнакомых людей на длительный период;
- выяснение отношений в агрессивной ,непонятной форме при ребёнке;
- физические наказания и угрозы;
- ложь в семье;
- сказочно выдуманные объяснения реальным жизненным ситуациям.
    Признаки детской тревожности – чрезмерная послушность, неуверенность, вспышки агрессии, рассеянность, капризность, болезненность, излишнее фантазирование, навязчивые движения (грызение ногтей, сосание пальцев и т. д.)
    Эти состояния порождают:негативные, неадекватные, завышенные требования, навязывание ребёнку чуждых интересов, ставящих его в униженное, зависимое положение? gовышенная тревожность самих родителей, стремление всё делать правильно.
    Противоречивые требования к ребёнку (нет единства в семье), неровное отношение родителей к нему.
    Стремление сравнивать своего ребёнка с другими, на их взгляд , более хорошими детьми, со старшими сёстрами или братьями.
    Эмоциональное отвержение, недостаток эмоциональной поддержки.
     А поэтому – можно предложить нарисовать страх. Зачеркнуть, помять на бумаге, сжечь в домашних условиях и т.д.
     Для ребёнка игра и есть сама жизнь: дети самостоятельно могут изживать свой страх. (Игры в казаки-разбойники, строгую маму, требовательную воспитательницу и т. д.)Это не просто поиск острых ощущений. В критической ситуации идёт процесс преодоления своего страха, обучение владению собой.
     В раннем возрасте изживанию страхов способствуют игры в пятнашки, жмурки, прятки. С более ранимыми детьми нужно как можно больше играть в подвижные, эмоционально-насыщенные игры (мяч, снежки, сражения на подушках, саблях), сюжетно-ролевые игры (больница, разведчики) и осуществлять драматизации.
    Диагностика и коррекция страхов у дошкольников.
     Коррекция позволяет увидеть в людях хорошее и доброе, раскрыть свои возможности и умения. В ходе её решаются следующие задачи:
-развивается умение детей понимать мысль и настроение говорящего по его жестам, мимике и пантомимике;
-обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать только вежливые формы обращения и вежливые слова;
-развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
-развивать элементы рефлексии, учить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, укреплять уверенность в себе и самоуважение;
-развивать самопроизвольное внимание, быстроту реакции, овладение навыками управления своим телом и выполнение инструкций;
-развивать умение детей передавать свои эмоциональные состояния с помощью мимики и пантомимики.
       Для индивидуальной коррекции эмоциональной сферы можно использовать:сухой бассейн, игры с водой и песком, музыкальную терапию, релаксационные игры и упражнения, ароматерапию, фитотерапию (по назначению врача - педиатра), пальчиковые игры и психогимнастику.
     Данные упражнения применимы в занятиях физической культурой , цель которых – коррекция осанки, эмоциональных нарушений, развитие коммуникативных качеств.
«Бокс» (для мальчиков) для снятия зажимов в теле и сброса негативной энергии, выполняются по 2-3 подхода для ударов по «груше» или воображаемому предмету, например подушке.
«Капризки» (для девочек) цель остаётся та же, что и при выполнении упражнения «Бокс», но проводится на мате лёжа, бить необходимо по нему руками и ногами, желательно с криком. Как показывает практика, после выполнения этого упражнения девочки меньше капризничают.
«Качание на покрывале» - это упражнение нравится всем детям. Оно направлено на коррекцию страха высоты, замкнутого пространства, а также на развитие доверия. Выполняется упражнение 2 педагогами.
«Катание на фитбольном мяче» - для полного расслабления. Выполняется под «космическую» музыку.
Упражнение «Кричалки - топталки»/ Дети берут в руки пластиковые стаканчики(одноразовые), подносят ко рту и выкрикивают «злость» в стаканчик, а затем ставят его на пол вверх дном и топчут его ногой.
Упражнение «Поезд стучи - стучи - лев рычи - рычи». По команде педагога – дети стучат ногами от тихого звука до громкого, «лев» рычит также.
Пантомимические упражнения.
- «танец пяти движений» - «течение воды»- движения мягкие плавные;
- «переход через чащу» - энергичные, резкие, сильные, чёткие;
- «сломанная кукла» - потряхивая руками и ногами, ломаные движения, несколько автоматические;
- «полёт бабочки» - изящные, плавные движения;
- «покой» - замирание, без движения, слушание своего тела.
Утренние упражнения для вхождения в темп работы группы:
-нахмурьтесь, как тучка;
-улыбнитесь, как солнышко;
-покажите испуганного зайчонка;
-рассердитесь, как два козлёнка на мостике;
-лягте, как серая лужица;
-рассмейтесь, как рассыпанный горох. В конце упражнений – «спасибо!»
«Зеркало». Дети в круге. Каждый из участников становится на время упражнения «зеркалом», отражающим того, кто в него смотрит. Педагог говорит, что должен изображать участник (любуешься собой, болит горло, плачешь, смеёшься и т. д.)
Участники по одному обходят «зеркальный круг», смотрясь поочерёдно в каждое из «зеркал». При выполнении многие «зеркала» смущаются, не выдерживают. Таким участникам хорошо сразу поменять роль «зеркала» на роль смотрящегося в него.
«Эхо». Дети сидят в кругу. Педагог спрашивает о том, кто слышал эхо в лесу. Звук повторяется многократно, но уже тише. Необходимо поиграть в эхо с детьми, игра повторяется до тех пор, пока каждый ребёнок не крикнет своё слово, а остальные по кругу не повторят его.
«Ладошки». Дети выстраиваются в своеобразный коридор – их задача погладить ладошками сверху вниз каждого, кто проходит через этот коридор. В процессе выполнения игры, педагог обращает внимание детей на то, чтобы прикосновения были ласковыми, бережными, осторожными.
Упражнения на релаксацию.
Это «Лимон»- выжать сок (От напряжения до полного расслабления), «Водопад», «Пружина», «Морская звезда» и многие другие.
Снятие мышечных зажимов.
Упражнение «Клоун», «Рисование кистями рук».
Снятие голосового зажима.
Голосовая разминка. «У меня всё получится!!!» - повторение за педагогом сначала шёпотом, до очень громкого звучания.
Упражнение «Гип, дип, гоп, доп».(5-7 раз).
Пропевание поочерёдно гласных звуков от тихого до громкого звучания(1- минута).
То же самое упражнение с нитью - тянем нить и пропеваем гласные (длина нити до 1 метра).
Применение Программы «Волна»- для обучения диафрагмальному дыханию.
Уголки психологической разгрузки.
«Домотека»- специально отведённое пространство с игрушками из дома, фотографиями, книгами и проч.
«Дерево эмоций», на котором ребёнок, приходя утром, размещает свою фотографию в зависимости от настроения - в центре, на стволе, на краю, на ветвях и т.д.
Допустимо поиграть в «Необычный колобок». На поверхности мячика нанесены маркером состояния «улыбка», «грусть». Необходимо рассказать о себе в подобном состоянии.
«Живые картинки»- проиллюстрировать известные стихи С. Маршака
Два маленьких котёнка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котёнка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, она спросила, - не ссоритесь теперь?»
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела под окном.


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню