Психологический тест "Рисунок семьи" - "Детский сад № 103 ОАО "РЖД" город Лиски

Поиск

Детский сад № 103 ОАО "РЖД" город Лиски

альтернативный текст
Перейти к контенту

Главное меню:

Психологический тест "Рисунок семьи"

Блоги
Тест "Рисунок семьи"
    Тест "Рисунок семьи" предназначен для диагностики внутрисемейных отношений. С помощью рисунка семьи можно выяснить отношение ребёнка к разным членам семьи и то, как он сам ощущает себя в семье, из-за чего переживает или чувствует дискомфорт. Тест может использоваться с того момента, как ребенок научился рисовать отдельные фигуры (следующая ступень после каракулей). Совсем не обязательно рисовать людей: можно нарисовать семью машин, кружков, фигур, да чего угодно. Основные показатели: расположение, размер, цвет, штриховка и т.д., - вы всё равно увидите. Если ребёнок уже умеет говорить предложениями - совсем хорошо: можно спросить, что делают члены семьи на рисунке (очень ценная информация).
    Задание: "Нарисуй (слепи) свою семью". (Не надо подсказывать, кого из родственников надо рисовать - ребёнок сам решит): "Рисуй тех, кого ты считаешь своей семьёй". Не следует также указывать на то, что он изобразил кого-то лишнего: двоюродного, или очень далекого, или даже умершего. Не должно быть вопросов типа: "А что ж ты сестру-то не нарисовал?" Ребёнок рисует СВОЁ представление о семье, а не ваше. В норме на рисунке семьи должны быть изображены люди, с которыми ребенок живёт. Обязательно зафиксируйте, в каком порядке нарисованы члены семьи. Обратите внимание, кого он изобразил с трудом (стирал, перерисовывал, долго выводил), а кого - последним. После того, как рисунок будет завершен, можно задать следующие вопросы:
-Расскажи, кого ты нарисовал?
-Где они находятся?
-Что вы делаете на этом рисунке?
-Каждый занят своим делом или дело общее?
-Если речь идёт о каком-то событии, то можно уточнить, происходило ли оно в прошлом, или происходит регулярно, или ребёнок мечтает о нём?
-Как вам там, на рисунке? Хорошо или плохо, грустно или весело, интересно или скучно?
- Если кого-то на рисунке не хватает, то можно уточнить, где он. Скорее всего, он ушел, уехал или просто остался "за кадром" (не уместился). Важно то, по какой причине он отсутствует.
-Кто в этой семье самый счастливый и почему? А кто самый грустный и почему?
-У вас есть несколько билетов в кино, но кому-то одному не хватает. Кто не пойдет в кино и останется дома?
-Как ты себя на рисунке чувствуешь? Что бы ты хотел в нём изменить, чтобы стало лучше?
С помощью этих вопросов необходимо выяснить, какие взаимоотношения нарисовал ребенок: реальные или желаемые. Соответственно будет строиться интерпретация: "у ребёнка близкие отношения с бабушкой" или "ребёнок хотел бы больше общаться с бабушкой".
детский рисунок
Интерпретация рисунка "Моя семья":
Графические показатели:
Характеристика фигур:
    Если на рисунке изображены не люди (при условии, что ребенок уже умеет рисовать хотя бы "головоногов"), а живые или неживые предметы, то это говорит об эмоциональной напряженности в семье. Но такой рисунок вполне можно интерпретировать по всем показателям.
    Обратите внимание, кого он изобразил с трудом (стирал, перерисовывал, долго выводил), а кого - последним.
    Фигуры могут быть расположены слишком близко друг к другу (фигуры так близки, что помешали бы друг другу двигаться), на нормальном расстоянии (оптимально) или удаленном (существует дистанция в общении). Расстояние между людьми на рисунке отражает психологическую дистанцию. Фигура, расположенная выше всех, управляет остальными членами семьи. Самая крупная фигура - наиболее авторитетна (важна) для ребёнка, и она не обязательно выше других. Наименее важный член семьи рисуется в последнюю очередь или самым маленьким, в стороне от остальных, может быть нарисован небрежно и даже стёрт. Если у кого-то нарисованы зубы или открытый рот - скорее всего, он ведет себя агрессивно по отношению к ребёнку. Большая фигура, но схематичная, без прорисовки деталей - этот человек значимый, но отношения с ним негативные. К примеру, это может быть отец, которого ребёнок очень боится. Отсутствие у какого-либо персонажа рук или наличие барьера (реки, стены, любого предмета) между ним и ребёнком указывает на трудности в общении с этим человеком. Большое количество стираний и перерисовок указывает на трудности в отношениях с этим членом семьи. (Более подробную информацию об интерпретации графических особенностей можно найти в статье "Значение рисунков".)
1.Наиболее близкий человек на рисунке нарисован
* ближе всех к ребёнку;
* одинакового с ним цвета или в такой же одежде;
* изображен первым;
* нарисован с особой любовью (тщательностью).
2.Изображение себя:
• Собственная фигура наиболее выделена (самая яркая, самая большая, наиболее тщательно прорисована) на фоне остальных - эгоцентризм, вся жизнь в семье вращается вокруг ребёнка.
• Маленькая и слабая фигурка в окружении родителей - чувство беспомощности, потребность в защите, скорее всего, гиперопека со стороны взрослых.
• Изображение себя в последнюю очередь или в удалении от других членов семьи - чувство одиночества, отчужденности, низкая самооценка. Отсутствие себя на рисунке семьи - очень сильное ощущение одиночества, отчужденности, ничтожности.
3. Родители:
Обычно изображаются вместе, папа слева и повыше, мама справа и пониже. Ребёнок из полной семьи может отказаться рисовать того родителя, с которым потерян контакт. Ребенок из неполной семьи может нарисовать отсутствующего родителя, потому что очень желает его возвращения и не принимает реальную ситуацию. Если одна из фигур изображена неестественно большой, то этот родитель подавляет других членов семьи, доминирует над ними.
4. Дополнительные персонажи:
Появление на рисунке дальних родственников, друзей, домашних животных, вымышленных персонажей говорит о недостатке общения и внимания внутри семьи. Таким образом ребенок пытается компенсировать эту нехватку.
5. Отказ от изображения члена семьи:
Если один из членов семьи (проживающих вместе с ребёнком) не изображен на рисунке, то ребенок испытывает по отношению к нему сильные негативные чувства: злость, обиду, ревность, страх и т.д… Это, может быть, как злость на брата, за то, что родители уделяют ему больше внимания, так и обида на папу за то, что он слишком мало общается с ребёнком.
Часто дети "забывают" или просто не хотят рисовать братьев или сестер. Это говорит о чувстве ревности, обиде на родителей, неудовлетворенности их отношением к себе. Скорее всего, родители уделяют "отсутствующему" ребёнку больше любви и внимания, чаще встают на его сторону, сравнивают детей друг с другом, несправедливо разрешают конфликты между ними ("Ты же старше, уступи"). Рассказ о рисунке:
6.Место, где находится семья:
- дома - самый стандартный вариант;
- на природе, на празднике - желание отдохнуть, развеяться, повеселиться, нехватка живого общения с родителями;
- в неприятных условиях (в плохую погоду, например) - напряженная, конфликтная обстановка в семье.
    Если члены семьи на рисунке заняты общей деятельностью - признак сплочённости, единства. Каждый занят своим делом - разрозненность, каждый "сам по себе".
    Нарисована ситуация из прошлого - ребёнок использует прошлые приятные события в качестве положительного ресурса, а настоящая ситуация его не удовлетворяет. Нарисована ситуация из будущего - использование мечты как источника позитива, опять же неудовлетворенность настоящей ситуацией.
    Что касается вопроса про кино, то тот член семьи, который остался дома - это отвергаемый ребёнком человек. Если отвергаемых нет, то обычно звучат варианты: "Все пойдут", "Тогда никто не пойдет" или "Бабушка, она никогда в кино не ходит". Можно задать контрольный вопрос: "А ты бы хотел, чтобы бабушка тоже пошла?" Очень важно то, что ребенок хотел бы изменить: встать к кому-либо из членов семьи поближе, кого-то добавить или убрать, как-то изменить ситуцию на рисунке. Если ваша цель не только диагностика, но и терапия, то предложите ребенку переделать его рисунок так, как ему хочется, прямо сейчас. При этом вы можете озвучить его желания: "Ты бы хотел чаще видеться с дедушкой", "Тебе хочется поехать на шашлыки всей семьёй" и т.д..
*Признаки благополучной семейной ситуации:
нарисованы кисти рук (пальцы),
члены семьи держатся за руки,
смотрят на зрителя (анфас),
заняты общим делом.
*Признаки неблагополучной семейной ситуации:
отсутствие рук (спрятаны за спину, не видно пальцев),
фигуры отвернуты друг от друга или изображены со спины,
изображение членов семьи в виде эмоционально-неприятных существ (змей, скорпионов, червяков и т.д.),
каждый занят своим делом, не связанным с остальными.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню