Одаренность - "Детский сад № 103 ОАО "РЖД" город Лиски

Поиск

Детский сад № 103 ОАО "РЖД" город Лиски

альтернативный текст
Перейти к контенту

Главное меню:

Одаренность

Одарённость дошкольников. Виды, признаки, педагогическая стратегия и
тактика в работе с одарёнными детьми.
(консультативный материал для родителей)
   Развивающееся в течение всей жизни, системное качество психики человека, которое определяет достижения наиболее высоких результатов в одном или более видах деятельности в сравнении с другими людьми, называется одарённостью.
   Одарённость ребёнка проявляется в ярких, очевидных, часто выдающихся достижениях в каком - либо виде деятельности, а зачастую во многих. Данная деятельность носит спонтанный, самодеятельный характер.
   Креативность – важнейший фактор одарённости. По П.Торренсу одарённость  рождается сильной потребностью человека в снятии напряжения и неопределённости при дефиците информации. Дивергентное (разнонаправленное) мышление при этом играет главную роль. Высокое интеллектуальное развитие предполагает креативность, так как такой уровень обеспечивает основу творческой активности.
   Виды одарённости.
   Интеллектуальная одарённость – ребёнок «светлая голова». Глубокие, не по возрасту, значительные по содержанию знания. Ребёнок самостоятельно их получает и критически осмысливает.
   Интеллектуально одарённые дети глубоко и точно анализируют различный материал, философски его осмысливают.
Подтипы этого вида одарённости: общие умственные способности или высокие способности  в какой – либо области знаний, устойчивая система познавательных интересов.
   Академическая  одарённость  прежде всего особая способность к обучению. Дети легко учатся, синтезируют знания из «воздуха», свободно применяют их в различных учебных и бытовых ситуациях. Умеют, любят и стремятся учиться.
    Художественная одарённость проявляется в достижениях высокого уровня художественной деятельности таких как: актёрская деятельность, музыка, танец, живопись, скульптура.
    Креативная одарённость в нестандартном мышлении, в особом «своём» взгляде на мир, не похожем на другие. Креативность может проявляться широко или только в одной сфере. Изобретательность в прикладных отраслях знаний.
    Социальная (лидерская) одарённость - это способность в понимании других людей, умение строить с ними позитивные, конструктивные отношения, умение руководить ими. Лидерская одарённость с высоким уровнем интеллекта и с хорошо развитой интуицией и эмпатией. Существуют лидеры действия: они умеют повести за собой, принять верное решение, которое важно для многих, взять ответственность на себя, определить цели и направления движения вперёд.
    Психомоторная (спортивная) одарённость проявляется в разнообразии и повышенной двигательной активности ребёнка, в направленном стремлении овладеть сложно - координированными движениями или определёнными  видами спорта.
    Признаки одарённости.
Наблюдения за характером деятельности выявляют признаки одарённости:
• быстрое освоение и высокая успешность определённого вида деятельности;
• стремление всё сделать по - своему, использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска в заданной ситуации;
• это самостоятельность в принятии решений, желание заранее проанализировать проблему до её решения; умение обосновать собственные действия;
• новое видение ситуации, выдвижение новых, порой парадоксальных целей деятельности;
• повышенная избирательность к системам: знаковым, звуковым, техническим,  к растительному и животному миру, либо к определённым формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной, которые сопровождаются выраженным чувством  удовольствия);
• неистощимая любознательность, готовность выйти за пределы исходных позиций данной деятельности;
• высокая мотивационная погружённость в тот или иной предмет или занятие;
• возникает масса вопросов, количество, сложность и их глубина, превышающая возрастной уровень;
• - перфекционизм (высокая требовательность и стремление к совершенству) по отношению к себе, склонность ставить и достигать трудные цели.
   Основная из качеств одарённого ребёнка – независимость, отсутствие склонности думать, поступать как «все», ориентация на собственное лично добытое знание. Он ведёт себя порой непредсказуемо, «неудобно» для его окружающих. Весьма часто у одарённого ребёнка возникают  конфликты и нарушения в эмоциональной части,  составляющей личность.
    По степени  сформированности  одарённость разделяют на актуальную и потенциальную.
    Актуальная одарённость – это характеристика ребёнка с уже достигнутыми показателями (выше социальной и возрастной нормы).
    Потенциальная одарённость – это характеристика ребёнка, который имеет определённые психические возможности (потенциал) для продвинутых достижений в каком – либо виде деятельности, но затруднена её реализация из-за функциональной недостаточности или же сдерживается рядом неблагоприятных причин: сложными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, отсутствием образовательной среды высокого уровня.
    По форме проявления – это скрытая и явная одарённость.
• zвная – в деятельности отчётливая и яркая,
• скрытая – в атипичной, замаскированной форме, часто незаметна для окружающих. (Пример «гадкого утёнка»).
    По широте проявлений выделяется общая и специальная одарённость.
• Общая одарённость характерна пониманием происходящего, глубину эмоциональной и  мотивационной  направленности, содержит высокую  степень целеустремлённости.  Важнейшие аспекты общей одарённости - саморегуляция и умственная активность.
• Специальная одарённость проявляется в конкретных видах деятельности и в отношении к отдельным областям (музыка, проза, поэзия, спорт, общение, изобразительное искусство, математика).
    Этическая сторона вопроса.
    Выявление одарённости в дошкольном возрасте всегда связано с целым рядом сложностей: к примеру, это ускоренный тип развития данного возраста или настоящая одарённость? Более успешная социализация или проявление определённых способностей?
    При этом существует опасность появления у ребёнка и его родителей необоснованных ожиданий, и как следствие, считавшийся одарённым ребёнок может стать как «все» и потеряет признаки своей исключительности и таланта.
     Опасение, что ориентация педагогов только на высокие уровни проявления детьми ключевых компетентностей, не позволяет рассматривать скрытую, непроявленную одарённость каждого из них. В некоторых случаях причиной, задерживающей проявление одарённости, несмотря на высокий потенциал способностей, являются трудности развития ребёнка: повышенная тревожность, нарушение речи, несформированный характер общения со сверстниками и взрослыми.
      Стратегии психолого-педагогического сопровождения дошкольников.
      Условия поддержки:
• наибольшее включение ребёнка в практическую деятельность;
• стимулирование и поддержка мотивации на высокий результат в деятельности;
• обогащение познавательных интересов ребёнка;
• развивающая творческая среда без жёсткого регламента деятельности;
• стиль общения доброжелательный, стимулирующий к расширению и обогащению, целенаправленная поддержка и детей и родителей;
• расширение социальных горизонтов, нацеленных на развитие у детей интеллектуальных, творческих способностей, посредством Интернета, телевидения, прессы.
    Очень важно предоставить дошкольнику широкую самостоятельность и развивать его инициативность, так как излишняя опека и вмешательство в ход развития могут затормозить процессы саморегуляции и мотивации. Однако, эти дети нуждаются во взрослых не меньше других, но с их стороны предъявляются более высокие требования как к уровню знаний взрослого, так и к их содержательной стороне.
     Основные направления работы с одарёнными детьми.
    Позитивная самоидентификация (позитивное эмоциональное развитие). Принципиально важно не захваливать малыша, а подкреплять его позитивное, но вместе с тем критичное самосознание. При работе в микро-группе   детей спокойное проговаривание умений, действий и результатов, как положительных, так и отрицательных.
     Развитие креативности и воображения.
    Показ, демонстрация конкретных приёмов, но без опережения развития ребёнка: можно представить весь процесс на схеме, картинке, модели. Работать в полном контакте с родителями, совместно отмечать нестандартное решение, необычное использование материалов, приёмов, при достижении результатов. Побуждать ребёнка делиться своими открытиями,  находками.
     Развитие воли.
    При работе в группе конкретно и методично проговаривать действия ребёнка, о том, что он начал работу и сделал, хотя это достаточно сложно. Подчеркнуть значимость его работы, картины, стихов, прозы и т. д.
     Развитие навыков сотрудничества и лидерства.
     Всеми способами искать и использовать способы объединения детей в микро - группе. Ни в коем случае не изолировать ребёнка  от менее способных сверстников, всячески поддерживать такие способы объединения, в которых дети проявляли  бы свои лидерские качества, свою успешность и смогли бы передавать другим детям развитые навыки, умения и знания.
Литература:
  1. Гильбух Ю.З. «Внимание: одарённые дети», М.,1991;
  2. Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст», М.,1971;
  3. Матюшин А.М. «Загадки одарённости», М.,1992

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню