Музейная педагогика - "Детский сад № 103 ОАО "РЖД" город Лиски

Поиск

Детский сад № 103 ОАО "РЖД" город Лиски

альтернативный текст
Перейти к контенту

Главное меню:

Музейная педагогика

«Музейная педагогика в детском саду 
как важный аспект поликультурного образования дошкольников».
Статья подготовлена
педагогом-психологом Городничевой Т.И.

    Наш мини - музей «Славянские узоры» был создан в июле 2010 года. Сама идея его – не модное ныне увлечение «стариной» и экспонаты мини-музея – не простой антураж старины. Целями Концепции поликультурного образования в рамках стратегии ОАО «РЖД» явились неоспоримые истины: дорога познания дошкольниками самобытности русского народа, воспитание национального самоуважения лежит через знание и уважение культурных ценностей других народов и их традиций.
    Наш музей адресован детям с целью воспитания у них толерантного отношения к окружающему социуму, как составная часть нравственного, этнокультурного и эстетического воспитания в детском саду. Музей и уголки старины, которые оформлены в каждой возрастной группе, помогают раскрыть своим содержанием главную идею – нерушимое родство культур трёх братских народов: русских, белорусов и украинцев. Взросление детей начинается с простого созерцания материального свидетельства прошлого к осознанию причастности ко всему происходящему в огромном мире людей. Использование технологий музейной педагогики позволит нам превратить детский сад в открытую динамичную систему и сформировать единое социокультурное образовательное пространство для развития дошкольников, реализующее новые формы и методы работы с установкой на деловое, партнёрское сотрудничество с родителями.
     Средствами построения этого развивающего взаимодействия педагогов, родителей и детей являются:
-работа ресурсного центра по поликультурному образованию дошкольников, скоординирована с работой СОШ № 41по данному направлению в рамках Программы «Диалог культур»;
-развивающая предметно-средовая модель формирования и приобщения детей и взрослых к общечеловеческим, семейным и традиционным ценностям народных культур славян;
-интеграция с помощью музейной педагогики в область познания дошкольников средствами устного народного, музыкального, художественно-прикладного, изобразительного и поэтического творчества;
-обогащение знаний дошкольников в системе комплексного освоения наследия славянских культур
    Музейная педагогика строится на чувственном восприятии, поэтому экспозиции музея привлекают детей тем, что приводят в восторг от необычности и разнообразия экспонатов. Дети имеют возможность сравнивать, исследовать, рассматривать незнакомые предметы. Они не пассивные зрители, а активнейшие участники музейного действия.
    Музей гармонично вписался в воспитательно – образовательное пространство нашего детского сада. Его экспозиции создают представления у детей о культуре славянских народов: русской, белорусской и украинской. Предметы прошлого быта, их назначение и способы употребления воссоздают особый колорит прошедшей эпохи и вызывают у дошкольников живой интерес и желание что-нибудь сделать своими руками: будь то работа с веретеном, утюгом или рубелем.
    Стараниями наших родителей, педагогов и детей воссозданы уголки русского и белорусского быта, оформлены надписи на русском и белорусском языках, рассказывающие о том или ином предмете. Многие экспонаты были отданы из семейных коллекций, подарены от всей души для музея детского сада или бережно воссозданы по памяти. Это вышитые рубашки, детские и взрослые костюмы, рушники, понёвы, фартуки, головные уборы. Особый интерес представляют предметы домашнего обихода: керогаз, керосиновая лампа, часы с кукушкой, лапти и люлька с куклой, висящая под потолком. Очень заинтересованно рассматривают наши дети старинный сундук с «бабушкиными нарядами»: яркие платки, тканые скатерти, расшитые занавески и домотканные половики. Застланная по-старинному постель с горкой подушек и в расшитых кружевных подзорах, приводит в восторг девочек, мальчики с мужской обстоятельностью рассматривают безмены, озабоченно крутят колёса прялки, заводят для «боя» старинные часы с кукушкой.
     В восторге малыши, которым позволили воспитатели «растопить русскую печь »берёзовыми дровами, «сварить в чугунке кашу», примерить русский сарафан с оригинальными вышивками, причесаться деревянным гребнем, повязать голову ярким платком с кокошником, «побить масло в старой маслобойке» и посмотреть на себя в зеркале с резной оправой.
     С любопытством разглядывают дети портреты с фотографиями незнакомых людей: ведь в старину весь семейный анклав был на виду – фото всех родственников были представлены не только в фотоальбомах. Полная ретроспективная галерея родных и близких! Воспитатели рассказывают дошкольникам, с какой это делалось целью. Приходя в незнакомый дом, человек будто бы знакомился с его обитателями, разглядывая фотографии, неназойливо выяснял, кто кому кем приходится, как одет, каков состав его семьи, какого сословия эта семья.
Нашими педагогами проводится организованная образовательная деятельность в форме увлекательных экскурсий и занятий на материалах этнографических экспозиций, в форме сюжетно-ролевых игр на народном материале разучиваются игры разных народов: казахские, украинские, белорусские, татарские, узбекские и многие другие.
По образцам народных игрушек и на основе замысла дошкольников лепятся фигурки сказочных животных и людей из глины и пластилина, расписываются и оформляются в оригинальные экспозиции для демонстрации сверстникам и родителям. Старательно и с любовью изготавливаются куклы-куватки и обереги для дома и семьи.
В календарных народных праздниках принимают участие и дети, и педагоги, и родители. Это Праздник птиц, День Цветов и Осенины, День Матери и Отца, Праздник бабушек, Масленица. Дошкольники младшего возраста раскрашивают пасхальные яйца, традиционные народные игрушки, стилизованные под Гжель, Филимоново, Дулёво, Богородск и другие народные промыслы.
    В детском саду педагогами систематически проводятся циклы фольклорных праздников: «Традиции чаепития народов мира», «Народные игры и забавы», «Русский женский и мужской костюмы», «Украинский женский и мужской костюмы», «Частушечный калейдоскоп», «Матрёшкины посиделки», «Мозаика обычаев культур», «Праздник хлеба». Детям демонстрировались фото и видео-презентации об истории хлебопечения и традиций чаепития разных народов от Востока до Запада.
     Дети с восторгом и гордостью рассказывают родителям о том, как с педагогами осматривали и изучали экспозиции во время экскурсий в историко-краеведческом музее города Лиски по тематике народного декоративно-прикладного искусства. Это и чеканные панно, скульптуры, национальные куклы, связанные из пряжи изделия и домотканные половики, предметы из папье-маше и глины, художественные картины, резные деревянные и расписанные изделия прикладного искусства.
Это ощущение причастности каждого ребёнка к истокам народного творчества воспитывает ценностные ориентиры и формирует базис личностной культуры дошкольников, моральные и эстетические ценности, идеалы художественного вкуса, добра, красоты и здорового образа жизни, создаёт представления о смысле жизни каждого отдельного человека и целого народа. Эти нетрадиционные формы работы с дошкольниками не только воспитывают будущего гражданина России, но и прививают вкус к народному искусству и промыслам.

Литература:
1.Авторская программа «Содружество» воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и детского сада. М.,2009.
2.Александрова Е.Ю. и другие. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград, 2007.
3.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2011.
4.Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом .М., 1999.
5.АрнаутоваЕ.П. Планируем работу ДОУ с семьей// Управление дошкольным образованием.2002.№4.
6.Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: метод. Пособие для воспитателей. М., 2004.
7.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиционная народная кукла. СПб.,2005.
8.Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: Учебное пособие. СПБ.,2007.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню