Метод проекта - "Детский сад № 103 ОАО "РЖД" город Лиски

Поиск

Детский сад № 103 ОАО "РЖД" город Лиски

альтернативный текст
Перейти к контенту

Главное меню:

Метод проекта

Блоги
Консультация для воспитателей
«Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольников».
   Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.
    Каждый ребёнок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребёнку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребёнка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и педагоги детского сада, который посещает ребёнок, но и родители ребёнка. Так как, в последнее время наблюдается некоторое самоотстранение родителей от воспитательной функции перекладывание данной проблемы на дошкольные учреждения, а затем и на школу. Такое положение негативно отражается на детско-родительских отношениях, воспитывает инертность родителей и потребительское отношение к педагогу и системе образования в целом.
   Результатом взаимодействия педагогов и родителей является преодоление нарушения речевого развития ребёнка, повышение качества коррекционной работы, коррекция недостатков в сенсорной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере, которые обусловлены особенностями речевого дефекта дошкольников.
   Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
    В последние годы с целью формирования у детей познавательных интересов, развития познавательно-речевой и поисковой активности детей в системе дошкольного образования всё чаще используется метод проектов. Проектирование сегодня – важнейший фактор развития дошкольного образования.
     О значимости и продуктивности метода уже много написано, имеется положительный опыт его применения в дошкольной образовательной практике.
     Метод проектов - это такой вид образовательной технологии, когда педагог и его подопечные в процессе обучения пользуются фактами и стимулами, почерпнутыми из окружающей действительности.
     Этот метод связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением, позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс познания становится более эффективным, у детей создаётся не раздробленная, а единая, целостная картина мира.
     Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью; формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, речь, творчество. Формирует умение планировать, работать в коллективе, что будет способствовать успешному обучению детей в школе.
     Применение в образовательной деятельности технологии детско-родительского проектирования имеет свои цели и задачи.
     Цели:
• Формировать представления об успешности каждого ребёнка;
• Развивать творческий потенциал и речевую компетентность детей средствами проектной деятельности;
• Повышать эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании и обучении ребёнка;
    Задачи:
• Формировать у родителей и педагогов представления о методе проектов как эффективном условии развития личности ребёнка;
• Способствовать положительной самооценке и расширению «зоны ближайшего развития» личности ребёнка;
• Развивать творческую активность, речь, мышление и воображение;
• Формировать у детей положительный образ себя своей семьи, гармоничной картины мира;
    Метод детско-родительских проектов можно успешно применять и в логопедической работе. Он позволяет не только активизировать познавательную деятельность дошкольников, но и совершенствовать их речевое развитие. А самое главное: привлечь к данной работе родителей.
    Основой выбора проекта, прежде всего, становится с одной стороны желание детей, с другой – необходимость такой темы, которая наиболее полно могла бы раскрыться в речевом продукте. Главная наша цель – это преодоление речевого недоразвития дошкольников, но это возможно только, когда ребенок находится в интересной и нужной для него деятельности. Данная технология позволяет решать целый комплекс задач по преодолению речевого недоразвития детей. Её можно применить в работе над лексическими темами, через которые осуществляется формирование словаря и грамматической стороны речи, а так же в решении других коррекционных задач (в развитии фонематического восприятия, формировании звукового анализа и слоговой структуры, коррекции звукопроизношения и др.)
В процессе работы над проектом происходит формирование и совершенствование звуковой культуры речи, развивается фонематическое восприятие и звуковой анализ слов через игровую деятельность.
    При работе над проектом дошкольники самостоятельно или вместе с педагогами и родителями изготавливают атрибуты: маски персонажей, костюмы или некоторые детали к костюмам, готовят подарки для сверстников и взрослых. При этом дети рисуют, раскрашивают, работают с ножницами, пластилином, гипсом и другими материалами, что позволяет развивать мелкую моторику и графомоторные навыки.
    Во время творческой, экспериментальной и продуктивной деятельности у детей развивается зрительное и слуховое внимание. При заучивании наизусть развивается память, а, собирая целые объекты из деталей, у детей развиваются мышление, зрительный гнозис и конструктивный праксис.
    Каждый проект заканчивается презентациями процесса работы и результата.
    При подготовке и проведении презентаций проектов читая стихи, участвуя в театрализованной деятельности, дети учатся интонационной выразительности речи: ставят логические ударения, меняют силу и тембр голоса. У дошкольников развивается чувство ритма, чему способствуют игра на музыкальных инструментах, ритмичные хлопки, пальчиковые игры; закрепляется произношение звуков в звукоподражаниях, словах, предложениях. Все это способствует развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевыми нарушениями.
     Презентуя свои работы, дошкольники испытывают чувство гордости за свои достижения, осмысливают результаты своей деятельности. Принимая участие в проектной деятельности, родители осознают проблемы своего ребенка и в дальнейшем видят продвижение в его развитии.
      Использование данной технологии в коррекционной работе приносит свои результаты. Отмечается, что работа с творческими задачами способствует повышению уровня речевого развития детей. Речь становится более осознанной, более произвольной. У дошкольников появляется опыт сознательного анализа языкового материала, так как решение творческих задач требуют не только наглядно-образного, но и словесно-логического мышления. У детей закрепились и навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развернутых высказываний. Дети учатся в определенной мере контролировать процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность к социальному взаимодействию. Проявляется толерантность к высказываниям других. Одно из самых главных достижений - это то, что дети с удовольствием решают творческие задачи, пытаются контролировать звукопроизношение свое и товарищей. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстрей включаются в работу, психологически раскованны и уверены на занятиях.
    Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности способствует преодолению речевых нарушений у детей. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню