Что подсказала природа - "Детский сад № 103 ОАО "РЖД" город Лиски

Поиск

Детский сад № 103 ОАО "РЖД" город Лиски

альтернативный текст
Перейти к контенту

Главное меню:

Что подсказала природа

Блоги
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НОД
по экологическому воспитанию
«Что подсказала природа»
в подготовительной к школе группе.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о живой природе, расширять представления о взаимосвязях человека с ней.
Развивающие: развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию.
Материал: слайды с изображением диких животных, насекомых, растений, подводных обитателей, разнообразных инструментов и техники, слайды по теме занятия, заготовки для знаков, простые карандаши, красные фломастеры.
Предварительная работа: чтение книги Б. Зубкова «Что подсказала летучая мышь», рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, насекомых, морских обитателей, открыток «Живые барометры».
Ход занятия.
Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о мудрости нашей природы, о том, как человек, наблюдая за природой почерпнул много полезного и интересного.
Звучит музыка и на экране меняются слайды(№2) с изображением леса, птиц, животных, насекомых.
Педагог: Ребята, что вы сейчас видели на экране? (лес, луга, поля, птиц, разных животных), а как всё это можно назвать одним словом?
Дети: Природа.
Педагог: Что включает в себя понятие природа?
Дети: Природа это - растения, птицы, разные животные, рыбы, насекомые.
Педагог: А вы любите наблюдать за природой?
Дети: Да.
Педагог: Расскажите, что интересного вы увидели во время таких наблюдений. Рассказы из опыта детей.
Педагог: Человек очень любознателен и издавна наблюдал за животными и птицами, за насекомыми и растениями. Многое его поражало и удивляло. И человек подумал: что бы можно было у них позаимствовать? Что бы такое с пользой для себя применить?
На слайде(№7) появляется изображение тигра. Узнали кто это? Вот какие у тигра острые зубы.
Слайд с изображением медведя – у медведя мощные когти.
Слайд с изображением слона – у слона огромные бивни.
И древний человек, который жил много тысяч лет назад, подумал: «А не сделать ли мне такие когти, как у медведя, такие бивни, как у слона, такие зубы, как у тигра?» (слайд№8) с изображением древнего человека и орудиями труда). Для чего же он это всё сделал?
Ответы детей.
Педагог: Ребята подумайте, а какие машины придумал человек, в которых есть резцы и зубья, очень похожие на клыки и зубы разных зверей и зверушек. На слайде№9 появляются разные машины и инструменты, и детям предлагается найти сходство между изобретением человека и природой.
Слайд№10 с изображением одуванчика. Вам знаком этот цветок? Может кто-то знает про него стихотворение?
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт — нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое,
Воздушное,
Ветерку послушное
Е.Серова
Педагог: Что же за беленькое платье появляется у одуванчика, когда он отцветает? Если вы подуете на него, что произойдёт?
Дети: Пушинки разлетятся в разные стороны (показ слайда№11).
Педагог: На что похожи эти пушинки.
Дети: На маленькие парашютики.
Педагог: Как вы думаете, наблюдая за такими парашютами, что придумал человек?
Дети: Большие парашюты для людей и грузов (показ слайдов№12).
Педагог: Вот так обыкновенный одуванчик надоумил человека изобрести парашют. А кто из вас видел летом, что цветок одуванчика вдруг закрылся днём? Что он подсказывает человеку своими закрывшимися цветами? (показ слайда№13).
Дети: Погода будет пасмурная, пойдёт дождь.
Педагог: Человек всё время учится у природы.
Педагог: Ребята, подойдите к столу, здесь на подносах лежат семена с разных деревьев. Найдите семена клёна.
Дети находят и показывают их.
Педагог: А теперь подумайте, на что они похожи, и где человек это использует?
Дети: На пропеллер, самолётный винт (показ слайда№14).
Физкультминутка «Самолёты».
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Полетели, полетели,
Вперед руками завертели.
А потом наоборот-
Назад помчался самолет. (Вращение прямыми руками вперед и назад)
Педагог: Ребята, скажите, что мог придумать человек, наблюдая за птицами (слайд№15 с изображением летящей птицы) Что позаимствовал у птиц человек?
Дети: Крылья.
Педагог: Что общего есть у самолёта и птиц? А чем они отличаются друг от друга?
Ответы детей.
Педагог: Не было бы на свете птиц, не знал бы человек вообще, что такое «летать». Так на что похожи самолёты?
Дети: На больших птиц (показ слайда№16).
Педагог: Воспитатель показывает (слайд№17) с изображением стрекозы. Кто это? (стрекоза) Это птица? А к какому классу она относится? (к насекомым). А что придумал человек, наблюдая за стрекозой?
Дети: Вертолёт (слайда№18).
Педагог: Крылья стрекозы напоминают пропеллер
Педагог: Ребята, я приглашаю вас в путешествие в подводное царство (слайд№19 подводного мира). Многие из вас ездили отдыхать на море, и что вы видели под водой?
Ответы детей.
Появляется слайд№20 с изображением медузы.
Педагог: Кто знает этого морского обитателя?
Дети: Это медуза.
Педагог: Ее можно брать в руки? Почему?
Дети: Она может обжечь.
Педагог: Люди подсмотрели у медузы и изобрели устройство, которое предсказывает морякам приближение бури. Оказывается, у медузы есть особое ухо. Устроено оно просто, но хитро. Всё ухо – шарик с жидкостью. Внутри шарика мельчайшие камешки. Задолго до бури разносятся над волнами особые, неслышимые для человека тревожные звуки. Дошёл звук до уха медузы, дрогнул в ухе шарик с жидкостью, заколебались камешки, растревожили медузу. Поплыли медузы подальше от грозных звуков, на мелководье. Когда человек узнал, как устроено ухо медузы, он сделал прибор, который предсказывает бурю. (показ слайда№21) Называется он – морской барометр. Прибор тоже умеет слушать неслышный рокот, гул ветра и волн. За 15 часов до бури барометр сообщает капитану корабля: «Буря идёт! Надо укрыться в порту или уйти подальше от бури»
Педагог: Ребята, вы любите гулять в лесу?
Педагог: Наблюдая за природой, человек учится у неё, используя свои наблюдения с пользой для себя. Если в лесу гулять да не по сторонам зевать, а присматриваться и приглядываться – много интересного и полезного заметишь. Ребята, а вы помните правила поведения в природе?
Дети называют правила поведения в природе.
Педагог: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и дети. (слайд№22)
С. Михалков «Прогулка»
Мы приехали на речку воскресенье провести
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят: загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли
-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! – крикнул Дима.
-Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!
Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли
Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!
После прочтения стихотворения дети называют, какие правила поведения были нарушены.
Педагог: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки. Для чего нужны такие знаки?
Ответы детей.
Педагог: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе. Как называются знаки, которые запрещают людям вести себя тем или иным образом?
Дети: Запрещающий.
Педагог: А запрещающие знаки всегда в красном квадрате.
Посмотрите еще раз на экран и решите для себя какой запрещающий знак вы будете рисовать.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Один, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Один, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки (слайд№24)
Покажите друг другу то, что вы нарисовали.
Педагог: О чем мы беседовали?
Итог: Все в природе устроено мудро, и наша с вами задача беречь природу, чтобы она продолжала нас восхищать и делать мудрее и лучше.
Спасибо вам большое, мне приятно с вами общаться. Дома вы можете рассказать родителям, друзьям о том, что вы сегодня узнали.
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню