Консультация для родителей «Особенности детей раннего возраста»

Особенности физического развития. Характеристика возраста ребенка третьего года жизни определяется тем, что было заложено на первом и втором годах в процессе развития и воспитания ребенка. На третьем году жизни ребенок становится более выносливым, так как совершенствуется деятельность всех его органов. , изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета. Совершенствуется ходьба: ребенок по сигналу взрослого может изменить направление и ритм ходьбы, увеличивается длина шага, но остаются несогласованными движения рук и ног. Ребенок уже может кататься на трехколесном велосипеде, приплясывать, подпрыгивать на двух ногах, уверенно лазать, подлезать, бросать мяч вперед и вниз, держа его двумя руками над головой или перед грудью. Совершенствуется мелкая моторика: ребенок почти самостоятельно может раздеться, одеться и развязать ботинки.
Физическое развитие ребенка — это прежде всего совершенствование способности ребенка управлять своим телом и выработка у ребенка самостоятельности, чтобы он мог достигать цели без помощи взрослого благодаря определенным умениям и навыкам.
В этот период совершенствуется строение внутренних органов, ребенок становится более устойчивым к заболеваниям.
Особенности психического развития. К третьему году у ребенка совершенствуется развитие центральной нервной системы (ЦНС) — фактически заканчивается формирование коры больших полушарий головного мозга, ее основных отделов, в дальнейшем идет уже ее специализация и усовершенствование.
Увеличивается предел работоспособности нервных клеток ребенка: бодрствует подряд 6—6,5 часа.
Кора головного мозга лучше контролирует деятельность подкорки, ребенок становится более терпеливым. Быстрее формируются новые условные рефлексы, перестраиваются старые навыки, формируются новые. Лучше развиваются тормозные процессы — ребенок умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям. Но по-прежнему недостаточно развита подвижность нервных процессов — плохо реагирует на запреты, ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления. Важно поддерживать уравновешенное поведение детей, предупреждать возможность утомления или перевозбуждения.
Психическое развитие ребенка третьего года жизни характеризуется следующим состоянием основных психических процессов.
Восприятие является доминирующей функцией сознания. В этот период оно становится тоньше, дифференцировка лучше: ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, ориентируется в физических свойствах предметов (цвет, форма, величина), в числовых и пространственных представлениях (много—мало, далеко—близко).
У ребенка развивается память — может вспомнить, что было в прошлом году. Он воспроизводит в играх действия взрослых, по частям узнает предмет.
Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом 15-20 минут. Совершенствуется способность переключать и распределять свое внимание. Взрослый может фокусировать внимание ребенка.
Под влиянием восприятия продолжает развиваться мышление. На третьем году жизни оно из наглядно-действенного становится наглядно-образным.
В 3 года у ребенка появляются элементы причинно-следственного мышления. Следовательно, у него начинают появляться представления о причинно-следственных связях (стул упал, так как у него нет одной ножки). В процессе развития речи развивается и мышление ребенка. Если на втором году жизни речь была средством общения со взрослым, то на третьем году жизни — и с детьми, то есть происходит расширение функций речи.
Развивается способность к обобщениям, формируются элементарные представления о явлениях природы, общественной жизни, труде взрослых, о пространственных отношениях, о назначении предметов. Ребенок понимает устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.
Одной из ведущих линий развития на 3-м году жизни является речь.
На третьем году жизни расширяется пассивный и активный словарь. Активный словарь к двум годам — 200-300 слов, к трем годам — 1200-1500 слов.
Ребенок начинает говорить сложными предложениями, происходит грамматизация слов, улучшается дикция, появляются вопросы: «зачем?», «почему?», «когда?».
В 2 года 6 месяцев — 3 года ребенок способен действовать в воображаемой ситуации, заменить один предмет другим. К трем годам ребенок способен делать умозаключения, сравнения, способен на глубокие обобщения: «Кто летает?» — «Муха, самолет». На третьем году жизни ребенок учится пользоваться речью, то есть развивается инициативная речь ребенка. Речь становится саморегулятором поведения и возникает из потребности ребенка общаться с окружающим миром — это средство социального общения.
Игровая деятельность на третьем году сложнее и разнообразнее. Ребенок играет с сюжетными и дидактическими игрушками, рассматривает картинки, наблюдает за окружающим миром, целенаправленно двигается с мячами, выполняет простые просьбы взрослого.
Большое место в жизни ребенка занимает сюжетная игра.
В 2 года — в 2 года 6 месяцев преобладают сюжетно-отобразительные игры. В 3 года изменяется содержание игры — дети производят в игре последовательные, взаимосвязанные действия. В игре начинают отражаться социальные отношения (ласковое обращение с куклой или наказание ее).
С 2 лет 6 месяцев начинает формироваться сюжетно-ролевая игра — ребенок не только отображает те или иные действия, но и начинает при этом сам кого-то изображать: «Я — доктор», «Я — шофер», то есть берет роль на себя. Но ролевая игра пока не становится основным видом игры, часто ребенок забывает о взятой на себя роли.
В период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет дети играют без определенного сюжета — заводят игрушки, раскладывают предметы. Детей занимает не только процесс, но и результат: они экспериментируют с предметами, желая узнать их свойства.
Источником возникновения игры являются не только непосредственно воспринимаемые явления, но и впечатления, полученные ранее. В процессе игры дети много двигаются, ходят, возят, катают. Игра становится длительной и сосредоточенной. Дети могут играть непрерывно 20-30 минут.
В игре проявляются разнообразные чувства и состояния детей: удовольствие, радость, огорчение, страх, смущение, обида, чувство привязанности. Появляется эстетическое чувство: охотно слушают музыку, пение, стихи, потешки, сказки. Трехлетние дети замечают красивое в природе, в одежде, в быту, понимают комичное, смешное, охотно помогают взрослым и младшим детям.
На третьем году жизни появляются специфические поведенческие реакции, говорящие о кризисе самоопределения. Идет борьба двух противоречивых тенденций: стремление к признанию – «я сам» и сохранение потребности в защите и эмоциональной близости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *